Методические рекомендации педагогам
Методические рекомендации педагогам
Уважаемые коллеги!
Предлагаю Вам познакомиться с разработанными и адаптированными мною интерактивными упражнениями-тренажёрами, а также интерактивными викторинами.
Вашему вниманию представлены методические рекомендации по их использованию.
Упражнения для развития артикуляционного аппарата
Методические рекомендации к упражнению «Лото чистоговорок»:
- Используйте материал необходимого уровня сложности (по данному принципу структурированы тексты упражнения).
- Управляющая кнопка позволяет перейти к следующему заданию, не завершая до конца работу над всеми чистоговорками данного слайда.
- Данное упражнение рекомендую применять на стимулирующих и поддерживающих занятиях, во время речевой разминки на уроках литературного чтения как в индивидуальной, так и во фронтальной работе.
Методические рекомендации к упражнению «Говорим с Буратино»:
- При проговаривании текста скороговорки акцент делается на правильную артикуляцию «трудных» звуков, которые выделяются определенным цветом при «кликании» на них.
- Работу над скороговоркой следует начинать с медленного проговаривания шёпотом.
Упражнения по предотвращению регрессий
Методические рекомендации к упражнению «Вертушка»:
- Упражнение может быть использовано на разных этапах урока в зависимости от поставленной задачи.
- Работу над пословицами, находящимися под вращающимся сектором, следует начинать с прочтения шёпотом.
- Если учащиеся на успели прочитать определенную пословицу, следует вернуться к ней после четкого прочтения «посильных» пословиц.
Пословицы для данного упражнения объединены в тематические блоки:
- тема дружбы;
- тема правдивости и лживости;
- тема взаимоотношений в семье;
- тема добра и зла.
Методические рекомендации к упражнению «Бегущая строка»:
- Перед чтением следует дать установку на проговаривание текста упражнения без повторов уже произнесенных букв или слогов.
- Упражнение можно использовать на различных этапах урока в зависимости от поставленной задачи.
Тексты данного упражнения объединены в тематические блоки по принципу «от простого к сложному»:
- народное творчество;
- поры года;
- животные;
- наука и ученье.
Упражнения для развития оперативного поля чтения
Методические рекомендации к данным упражнениям:
- Слова упражнения демонстрируются поочередно после выполнения предыдущих элементов.
- Следует выбрать материал (текст) в соответствии с необходимым уровнем сложности.
Материал для упражнений структурирован по принципу «от простого к сложному».
Тексты упражнения «Преграда» объединены в тематические блоки в соответствии с названиями разделов учебной программы:
- Страна живой природы;
- Страна народного творчества;
- Страна детства;
- Страна Вообразилия.
Упражнения для увеличения природного темпа деятельности
Методические рекомендации к упражнению «Наборщик»:
- Внимание учащихся обращается на повторно встречающиеся слоги, которые обозначены разными цветами. При «наборе» слова следует руководствоваться цветовой подсказкой.
- В случае правильно набранного слова оно появляется под условной клавиатурой на экране со звуковым сопровождением.
- Упражнение можно использовать на обобщающих занятиях, этапе закрепления изученного материала, а также на стимулирующих и поддерживающих занятиях.
Материал данного упражнения объединен в тематические блоки в соответствии с названиями разделов учебной программы:
- Страна народного творчества;
- Страна детства;
- Страна улыбки и смеха;
- Страна Хохотания.
Методические рекомендации к упражнению «Рассыпанные буквы»:
- Тексты для упражнения необходимо подбирать не объемные про причине запрограммированной анимации вращения.
- В зависимости от уровня подготовленности учащихся можно программировать анимацию вращения в разных направлениях.
Тексты данного упражнения объединены в тематические блоки в соответствии с названиями разделов учебной программы:
- Страна народного творчества;
- Страна Хохотания;
- Страна мудрых уроков.
Методические рекомендации к упражнению «Составь слова»:
- Упражнение может быть использовано как в индивидуальной (компьютер), так и во фронтальной работе (интерактивная доска).
- Данное упражнение результативно использовать на обобщающих уроках.
Материал данного упражнения объединен в тематические блоки:
- фрукты и овощи;
- животные;
- творчество Н. Носова;
- творчество А. Барто;
- творчество С. Маршака;
- творчество Л. Толстого.
Методические рекомендации к упражнению «Сыщики»:
- Учащимся необходимо дать установку по нахождению слов, встречающихся в определенном произведении.
- Можно совмещать работу над данным упражнением с выборочным чтением эпизодов произведения, в которых звучали эти слова.
Тексты данного упражнения объединены в тематические блоки в соответствии с названиями разделов учебной программы:
- Страна мудрых уроков;
- Страна Хохотания;
- Страна Вообразилия;
- Страна детства.
Методические рекомендации к упражнению «Шифровщики»:
- Учащимся дается установка по нахождению слова, находящегося в указанной позиции.
- После произнесения найденного слова следует нажать на управляющую кнопку для проверки правильности выбора, после чего появится изображение слова-отгадки.
Слова данного упражнения объединены в блоки по следующему принципу:
- группы трех- и пятибуквенных слов, сгруппированных в алфавитном порядке;
- группы четырех- и семибуквенных слов, сгруппированных в алфавитном порядке;
- группы трех- и девятибуквенных слов, наиболее часто употребляемых в русском языке.
Упражнения для развития навыка антиципации
Методические рекомендации к данным упражнениям:
- Тренировка по чтению текстов данных упражнений осуществляется не более 5 минут, из которых около 2 минут учащиеся читают данные тексты без «преград» с помощью приема «жужжащего чтения».
- Тренировка осуществляется на знакомых текстах.
- Можно организовать взаимопроверку в парах.
Тексты данных упражнений объединены в тематические блоки в соответствии с названиями разделов учебной программы:
- Страна народного творчества;
- Страна детства
- Страна Хохотания;
- Страна Вообразилия;
- Страна мудрых уроков.
Методические рекомендации к упражнению «Найди спрятанное слово»:
- Упражнение результативно использовать на стимулирующих и поддерживающих занятиях.
- Учащимся дается установка на мысленное объединение последних букв каждого слова в предложении при чтении.
- После правильного ответа угаданного слова появляется иллюстрация.
Тексты данного упражнения объединены в тематические блоки в соответствии с названиями разделов учебной программы:
- Страна народного творчества;
- Страна детства
- Страна Хохотания.
Интерактивные викторины
Методические рекомендации к данным викторинам:
- Задания викторины читаю учащиеся.
- Правильность выбора варианта ответа проверяется прикосновением к экрану интерактивной доски. Верный ответ перекрашивается.
- Можно организовать самооценку.
Интерактивные викторины посвящены жизни и творчеству следующих писателей:
- А. Линдгрен;
- А. Милн;
- А. Барто;
- Н Носов;
- Р. Распэ.
Многие из предложенных видов интерактивных упражнений можно использовать и во внеурочной деятельности при организации воспитательных мероприятий с учащимися.